Как овладеть первыми навыками письма

Эта страничка расскажет вам, уважаемые родители, как помочь своему малышу овладеть первыми навыками письма, чтения, на что необходимо обратить внимание, проверяя письменные работы своих детей, ответит на актуальные для вас вопросы.

Какие причины приводят к нарушению чтения и письма?

1.     Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

2.     Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

3.     Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

4.     Причиной нарушения чтения и письма может быть расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

5.     Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (про таких говорят, что у них «каша во рту»).

Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер.

Какие ошибки должны насторожить внимательных родителей?

Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1.     Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

2.     Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д.

3.     При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

4.     Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Ошибки, связанные с нарушением письма носят стойкий характер.

Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом.

Консультации будут проходить по пятницам с 18.00 до 19.00 (с 13 октября 2008 года). Для вопросов, пожеланий и предложений о том, какие темы следует затронуть на нашей «Логопедической страничке», будет функционировать почтовый ящик логопеда.

Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей. Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе. Счастья и успехов вам и вашим детям!

Советы

1.     Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

2.     Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3.     Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

4.     Выполняйте дома упражнение "корректурная проба”. Это принесет пользу любому ученику.

Корректурная проба

Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву "а” зачеркнуть, а букву "о” обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.

Я не буду подробно останавливаться на методике преодоления нарушения чтения и письма - это дело специалистов. Вполне достаточно обратиться за консультацией к учителю, а он вас направит для коррекционной работы к логопеду.
Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности


Папы и мамы!
Помните!


1.      От  знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «Со мной все в порядке», «Я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение: «Со мной что-то не так», «Я - плохой».
 
2.      Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что Вы в нее бросаете.
 
3.       Требования, которые Вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
 
4.      Научитесь слушать своего ребенка в радости и горести.
 
5.      Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
 
6.      Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
 
7.      Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
 
8.      Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
 
9.      Проводите со своим ребенком достаточное количество времени и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
 
10.   Заводите в своей семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, они сделают  жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Профилактика жестокости и насилия в семье

·   Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.


·   Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.
Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.
Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.
Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительского насилия.
Основная причина недовольства родителей своими детьми - неудовлетворенность их учебной деятельностью - 59 %. Хвалят детей за выполнение домашнего задания - 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают - 30,8 %.
Более трети родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» - дали своим детям следующие характеристики: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. На вопрос: «Почему Вы дали своему ребенку такую характеристику?» - родители отвечали: «Мы его воспитываем. Пусть знает свои   недостатки.   Пусть   стремится   стать лучше».
Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать», 30 % - месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания. В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью - крик ради крика, избиение ради избиения.
Наиболее типичные причины жестокости в семье - это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков».
   Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.
В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.
  Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности,   ненужности,   искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.
 Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей.Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!
Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.
Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения
Упражнения для снятия сильного    эмоционального напряжения:                                                
1.    Закройте   глаза,   медленно   вдыхая   и  выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.    Мысленно представьте, что у Вас в руках    лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и    сжимайте до тех  пор, пока не почувствуете, что    «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки    сразу или по очереди. После того, как «выжали»  лимон  до   капельки,   расслабьте  руки  и    насладитесь состоянием покоя.    
    2.    Представьте  себе,  что  Вы  большой    воздушный   шар,   наполненный   воздухом.    Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно  больше  воздуха,   замрите  на  3-5   секунд  и    начинайте медленно выпускать воздух из легких,     расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч,    шеи, корпуса, ног и т. д.    
    3.    При   сильном   психологическом напряжении   Вы   можете   сделать   10-20    несложных   физических   упражнений   (приседаний, прыжков, взмахов руками).                                  
             Теперь Вы справились со своими эмоциями    и  можете  спокойно  побеседовать  по  поводу возникших проблем.                                                                   
            Если   у   Вас   возникли   проблемы   в  воспитании ребенка,   если   Вы   не   можете             наладить контакт с ним, если Вас настораживают    изменения   в   поведении   ребенка   или   его школьная   неуспеваемость,   не   торопитесь    применять   крайние   воспитательные   меры.                                  
      Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в    Вашей   жизни   тоже   случались   трудности,    проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы  Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители .
Бесплатный хостинг uCoz